Ванесса Пейдж — серийный предприниматель и эксперт по вопросам миллениалов. Имеет более чем 6-летний опыт написания статей о финансовом образовании и личных финансах.

фактами



Факты проверены Тимоти Ли

Тимоти Ли — консультант, бухгалтер и финансовый менеджер, получивший степень MBA в Университете Южной Калифорнии и имеющий более чем 15-летний опыт работы в области корпоративных финансов. Тимоти помогает руководителям компаний и финансовым директорам проводить глубокую аналитику, рассказывая красивые истории, скрывающиеся за цифрами, графиками и финансовыми моделями.

Технологическая компания Uber была основана в 2009 г. в Сан-Франциско как средство связи между жителями города, нуждающимися в поездках (но не имеющими возможности найти такси), и водителями лимузинов и городских автомобилей, желающими получить дополнительный заработок. В мае 2019 года компания вышла на биржу, и ее акции торгуются под тикером UBER.

Сегодня Uber соединяет водителей и пассажиров в 400 городах по всему миру, а среди водителей есть не только профессионалы, но и обычные люди, готовые подвезти незнакомцев за определенную плату. В 2014 году компания запустила приложение для доставки еды UberEats, а в 2019 году — вертолетное такси в аэропорт JFK в Нью-Йорке.

В последнее время у Uber появилось множество конкурентов, таких как Lyft и Via, и компания столкнулась с проблемами регулирования по всему миру. От запрета на использование бордюров в аэропортах (и целых странах) до увеличения операционных рисков — компания Uber столкнулась с четырьмя проблемами в Америке и за рубежом.

Основные выводы

  • В борьбе за прибыльность компания Uber сталкивается с рядом проблем как в США, так и во всем мире.
  • Законодательство и суды не позволяют компании Uber классифицировать своих водителей как независимых подрядчиков, а не как работников.
  • Изменения в законодательстве также могут повлиять на размер налоговых отчислений Uber; компания уже сталкивается с жалобами со стороны правительств различных стран на то, что она уклоняется от уплаты налогов.
  • Некоторые страны и аэропорты запретили или резко ограничили деятельность компаний, предоставляющих услуги по совместному использованию транспортных средств.
  • Некоторые власти вводят для Uber плату за доступ или другие специальные сборы, что увеличивает стоимость поездки и делает сервис менее конкурентоспособным по сравнению с традиционными такси.

1. Статус водителей

Одним из постоянных препятствий на пути Uber является вопрос о статусе водителей: должны ли они классифицироваться как работники или независимые подрядчики.

Uber, что неудивительно, предпочитает последнее. Она утверждает, что является технологической компанией и что ее единственной функцией является связь между водителями и пассажирами. Это выгодно для компании — она может легко начать работу на новых рынках и не беспокоиться о законах, регулирующих отношения между работодателем и работником, а также о связанных с ними обязанностях и ответственности. Не имея отношений между работодателем и работником, Uber не обязана платить налоги на социальное обеспечение, страхование от безработицы или компенсацию работникам. Кроме того, она не обязана возмещать водителям пробег.

Водители приветствуют гибкость и свободу, которые дает отсутствие статуса наемного работника (так утверждает Uber). Водители Uber могут работать, когда хотят, столько часов, сколько хотят. И они могут уволиться в любой момент.

Возможно, это и так, но другие водители Uber недовольны тем, что к ним относятся как к независимым подрядчикам, условиями их работы и заработком, который фактически часто составляет менее минимальной заработной платы. Компания Uber урегулировала крупные коллективные иски, поданные водителями в Массачусетсе и Калифорнии.

В 2021 году, когда были сняты ограничения, связанные с пандемией, компания Uber столкнулась с проблемами, связанными с выпуском достаточного количества автомобилей для удовлетворения возросшего спроса. Компания предлагает стимулы для регистрации и значительно повышает цены на поездки. Но при этом компания также внесла изменения в структуру вознаграждения, так что водители, как правило, не участвуют в увеличении тарифов: если их доходы и растут, то в большей степени за счет бонусов, а не за счет процента от суммы оплаты.

Калифорнийские проблемы

Uber также столкнулся с законодательными проблемами в Калифорнии, которая с населением 39 млн человек является огромным рынком для компании (не говоря уже о том, что это ее родной дом и место, где она впервые совершила поездку). В 2019 году Сенат Калифорнии принял законопроект Assembly Bill 5, который требовал от Uber, Lyft и других компаний, предоставляющих услуги по организации поездок, рассматривать работников как сотрудников, а не как независимых подрядчиков. Главный юрист Uber в ответ на это заявил, что компания не начнет рассматривать водителей как работников, несмотря на принятый закон.

Вместе с Lyft и другими компаниями, предоставляющими услуги доставки по требованию, компания начала кампанию за отмену этого закона. 3 ноября 2020 г. в Калифорнии при поддержке Uber в бюллетень для голосования было внесено предложение 22, которое определяло водителей транспортных средств и доставки с помощью приложений как независимых подрядчиков, что отменяло действие законопроекта Ассамблеи № 5. Избиратели одобрили это предложение. Генеральный директор Uber Дара Хосровшахи заявил, что компания будет «более активно выступать за законы, подобные Prop 22», и «сотрудничать с правительствами по всему США и миру, чтобы сделать это реальностью».

Итак, второй раунд за компанией, предоставляющей услуги по организации поездок. Но сага продолжается. 20 августа 2021 г. судья Высшего суда округа Аламеда Фрэнк Рош постановил, что два раздела «Предложения 22» неконституционны, а сама мера в целом не подлежит исполнению. Компании Uber и Lyft заявили, что будут подавать апелляцию. Предложение 22 остается в силе, а его дальнейшая судьба остается неопределенной.

Тем не менее, водители в других штатах, вероятно, будут вести собственные судебные споры с компанией. Кроме того, Uber необходимо учитывать и PR-активность компании: Впечатление, что громкая компания с миллиардными оборотами эксплуатирует работников, не лучшим образом отразится на общественном мнении.

В феврале 2021 года Верховный суд Великобритании постановил, что группа водителей Uber должна быть классифицирована как работники, имеющие право на минимальную заработную плату и отпуск.

2. Налоги

Отношения между работодателем и работниками Uber связаны с налоговыми вопросами. Если Uber потеряет статус технологической компании — посредника между водителями и пассажирами — и вместо этого будет классифицирована как компания-перевозчик, правительства могут заявить, что вся сумма оплаты поездки является доходом Uber и облагается налогами в городах и штатах.

Uber уже сталкивается с жалобами со стороны правительств различных стран на то, что компания уклоняется от уплаты налогов, перекладывая их на своих водителей, и что водители часто не соблюдают требования по уплате налогов. Принятие нового налогового законодательства может усугубить эту проблему, а также привести либо к повышению тарифов на поездки, либо к прекращению деятельности Uber в данном городе или штате.

3. Риск работы водителем Uber

Помимо несоблюдения налогового законодательства, водители Uber подвергаются невероятному риску, работая в городах или странах, где деятельность компании запрещена. В некоторых странах Uber полностью запрещен. В других странах существует призыв к регулированию отрасли или к тому, чтобы правительства объявили приложение для совместного использования автомобилей незаконным.

Помимо вмешательства государства, власти аэропортов принимают меры по борьбе с водителями Uber. Власти начали взимать с водителей Uber плату за доступ к высадке и встрече клиентов в аэропорту. Плата за доступ увеличивает стоимость поездки для потребителей, делая услугу менее конкурентоспособной по сравнению с традиционными такси.

4. Международная экспансия сопряжена с рисками

Расширяя свою деятельность за пределами США, компания Uber увеличивает свои операционные риски. Например, в Азии соотношение количества такси и населения выше, чем в Америке. В связи с этим конкуренция между водителями Uber и традиционными такси возрастает.

Кроме того, такси в Азии быстрое, чистое, дешевое, а в некоторых странах его можно оплатить с помощью мобильных телефонов с NFC, используя такие приложения, как Alipay, что нивелирует конкурентное преимущество Uber, заключающееся в возможности оплатить поездку с помощью своего приложения.

83

Количество стран, в которых работают водители Uber, по состоянию на январь 2021 года.

При наличии более надежного и дешевого сервиса, чем в США, представляется маловероятным существование сильного рынка для Uber за рубежом. По мере того как технологическая компания будет расширяться и наталкиваться на противодействие и протесты со стороны правительств, ей будет все труднее привлекать водителей, чтобы конкурировать с устоявшимися таксомоторными компаниями.

Итог

Uber — это компания, которая нарушила работу транспортной системы. Выступая в роли связующего звена между клиентами и водителями, компания получает прибыль, а ее платформа является одной из самых успешных в мире. Однако Uber с трудом добивается прибыльности. В своем первом отчете в качестве публичной компании Uber заявила, что в первом квартале 2019 года она потеряла более 1 млрд долл. при выручке в 3,1 млрд долл. В последнем отчете за второй квартал 2021 года чистая прибыль составила 1,1 млрд долл. при выручке в 3,9 млрд долл.

Несмотря на то что компания Uber может зарабатывать огромные деньги, учитывая ее высокую выручку и низкую заработную плату водителей, неудивительно, что в процессе своего развития Uber сталкивается с множеством проблем.