Воротники ренесанса, если сравнивать со средневековыми моделями, стали зрительно легче и художественно интереснее, а традиция их применения получила более большое распространение. Впрочем это были изменения поверхностного характера. Настоящая революция в понимании животных еще не случилась.

История собачьей моды - драгоценности эпохи возрождения - Ветеринар

Скульптура собаки из замка ренесанса в Шантильи, Франция. Источник: Shutterstock

Как и жители средневековой Европы, люди ренесанса были больше обеспокоены модой на разведение собак и воспитанием чистоты породы, чем вариантами на тему собачьей одежды. К собакам относились как к машинам с некоторыми функциями, оборудованию, предназначающийся для выполнения отведенных им ролей. Самым прекрасным примером “собак-машин” были представители ныне вымершей породы turnspit (“прялка”). У таких крошечных четвероногих была одна задача — приводить в движение силой собственных лап механизм, вращающий железную палку, на которой запекалась крупная часть мяса. Само название породы, без особенных новшеств, намекает на субъективное отношение к этим животным. После внедрения очень совершенных кухонных технологий вертепы “вышли из моды” как оборудование со старым механизмом и прекратили собственное существование. Последним представителем породы, виски, можно налюбоваться в деревянной застекленной витрине в музее Абергавенни, Англия.

Собака как машина

История собачьей моды - драгоценности эпохи возрождения - Ветеринар

Борзые были рыцарскими собаками в пятнадцатом веке, надгробие святого Яна Непомука, Прага, Чехия. Источник: Shutterstock

Важно помнить, что эпоха ренесанса, которая ассоциируется у нас прежде всего с идеей практически “неземного” гуманизма, была также эпохой систематического развития наук. Динамическая доктрина природы схоластов была упрощена и заменена задумкой природы как великого механизма, приводимого в движение исключительно “физикой”. Приверженцем этой теории был Декарт, который утверждал, что животное — это машина. По мнению этого известного французского философа и математика, они не ощущали боли и болели, как скоропортящийся механизм.

Такое предположение было довольно удобно для человека ренесанса, поскольку позволяло бездумно использовать собачьи “машины”. Кроме катарсиса, собак заставляли, например, передавать тайную информацию, проглатывая ее. Извлечь послание можно было только вскрыв живот четвероногого гонца. Собаки также подвергались вивисекции и экспериментам. После ряда аналогичных экспериментов был выполнен конечный вывод, что Декарт все же заблуждался и что животные действительно ощущают боль.

Многие породы, признанные сегодня, являются плодом моды на разведение и даже “проектирование” собак в соответствии с функциями, которые они выполняли раньше и эпоху ренесанса. Популярные “собаки войны” — мастифы или изысканные борзые салюки — были “созданы” древними. Однако страсть к скрещиванию четвероногих с целью получения идеального собачьего “работника” очень полно развилась раньше и эпоху ренесанса. В эпоху ренесанса самыми уважаемыми собаками были охотничьи собаки, особенно благородные, гибкие борзые и прочно сложенные розыскные собаки — жеребцы. Однако в эпоху ренесанса сторожевые собаки были нужнее охотничьих. Мастифы, ирландские волкодавы, норвежские элкхаунды или, снова же, жеребцы очень часто выступали в роли охранника дома или защитника стаи. У маленьких, пушистых собак-“компаньонов” также была большая роль — “мобильный излучатель”. Четвероногие гончие, позднее известны как собаки на коленях, начинали собственную карьеру немного ниже — грели ноги. Они также выполняли собственную функцию “портативных систем обогрева” вне дома — к примеру, в холодных стенах мрачных готических соборов или ренессансных базилик. Терьеры были популярным видом собак; эти небольшие домашние “охотники” истребляли крыс и мышей.

Выдающийся сотрудник

С ростом городов и появлением нового социального класса все больше и больше собак нужно было для выполнения мелких обязанностей, домашних и общественных. В этот период собаки переступили порог городских домов и остаются там до сих пор. С ростом числа “городских собак” появилась необходимость в их проверки на идентичность, тем более что условие регистрации четвероногих также стало довольно популярным. Поэтому появились ошейники из более недорогих материалов. Обычно это были кожаные ремешки с простым металлическим украшением. Ошейники, украшенные висящими шариками, также стали все более распространенными. Как я уже упоминал ранее, к собаке в эпоху ренесанса относились по большей части справедливо. Ошейники запирались на висячие замки, к которым часто прикреплялись бирки с именами хозяев. Если мы вспомним преобладающую древнюю традицию гравировать на ошейниках имена собак, а не людей, мы должны будем сделать вывод, что с появлением культуры Европы случилась грустная объективация животных.

Тициан, Фредерико II Гонзага, около 1523 года, музей Прадо. Источник: репродукция / Wikimedia Commons

Определенные цвета и материалы нужны были лишь для королевских собак, которые носили ошейники из белой кожи и полосок бархата. Уже в конце Средних веков европейские монархи предавались экстравагантности и излишествам в отношении собственных собачьих питомцев. Король Франции Людовик XI (15 век) покрывал шею собственной любимой борзой ошейником из красного бархата, украшенным рядом из 20 жемчужин и 11 рубинов. Некоторые королевские четвероногие были награждены ошейниками из серебра и золота. Любимые собаки Генриха VIII, в частности бигги, спаниели и борзые (у него было 200 охотничьих собак), носили бархатные пояса, усыпанные серебром и золотом и украшенные жемчугом. Они также были одеты в белые шелковые халаты, а их халаты постоянно расчесывались. После смерти монарха в его гардеропе было обнаружено 65 поводков и несколько воротников. Однако не все королевские собаки ходили в шелках и бархате. Большое количество из них носили шипы, прикрепленные к толстым кожаным ремням.

Бойцовые собаки

Ренессанс был также временем войн, грабительских экспедиций и диких завоеваний. Англичане брали терьеров с собой в далекие заморские поездки. Небольшие собаки истребляли крыс и мышей также успешно, как и кошки. Но последние не пользовались популярностью у моряков, так как считали, что они приносят несчастье в море. Жители Испании пошли намного дальше, забрав с собой в Америку и Африку бойцовых собак, они очень быстро приобрели новый и часто обсуждаемый эпитет “дьявольские собаки”.

Покорение Мезоамерики собаками — одна из наиболее мрачных страниц в истории вида. Некоторые “адские псы”, как их называли индейцы, носили металлические доспехи, в которых они выглядели как железные животные, принадлежащие к абсолютно фантастическому, несокрушимому виду. Большинство собак нападали без доспехов, но от этого они не стали менее страшными. Конкистадоры привезли с собой представителей породы алано, случившихся от древних моллосов. Индейцы не были знакомы с этим видом собак, поэтому они вызывали у них самый чистосердечный ужас. Алано боролся в Венесуэле, Мексике, Перу, Аргентине и Чили. Точный ход таких столкновений и кровавые испанские обряды мы знаем из красивых, художественных описаний и гравюр миссионеров. Клирики писали о собаках конкистадоров как о “больших”, “сильных”, “очень мускулистых” животных с жёлтыми глазами и шерстью, напоминающей шерсть ягуара.

Аланы напугали индейцев до такой степени, что когда те увидели мчащихся на них четвероногих существ — они бежали от них, пересекая линию огня. Некоторые миссионеры писали, что жители Испании кормили собственных собак человеческим мясом, порции которого приобретали в лавках возле лагерей захватчиков. Согласно их учению, собачьи конкистадоры ели только мясо грешников. Таким образом, охота на индейцев, торговля их членами или допуск разъяренных собак в ямы и помещения, где собирались голые, беззащитные люди, не являлись в их глазах серьезным нарушением морали.

Друзья художников

Собака, разумеется, не была “лучшим другом” человека тогдашней эпохи, но вместо этого стала верным спутником художников. Борзые, спаниели и пудели с неизменной частотой заполняли полотна ренессансных портретов, сцен нравов или мифологических и аллегорических представлений. Собаки не только составляли компанию художникам, но и были их собственными моделями. Первым художником ренесанса, который провел углубленное изучение анатомии собак, был Пизанелло. Полвека через по его стопам пошёл талантливый Альбехт Дюрер, который изобразил характер и физические особенности собак с мастерством опытного портретиста. Конкретно из картин данного периода мы можем узнать как можно больше всего о моде на собак и преобладающих тенденциях в монархической Европе. В частности, молчаливые аристократы на портретах придворных художников дают нам богатые знания о собачьей одежде.