Для жителя стран Европы символом черной магии и адских сил считается кошка, но в прочих культурах иногда и собака получает дурную славу. В исламской культуре глубоко укоренилась басня про то, как собака укусила пророка Мухаммеда. Согласно Корану, действительно ли у собаки эта плохая репутация, или она просто стала жертвой неприятного слуха?

Собака, охраняющая окраину деревни на юге Марокко. Источник: Shutterstock

Хадис

Для обыкновенного обывателя основным выразителем исламской доктрины считается ее священная книжка Коран и вытекающие из него принципы шариата. Однако пример мусульманской традиции отвращения к собакам показывает, что иногда коранический закон создавался в полном отрыве от самого Корана.

Пакистан и Малайзия, Египет и Чад, Эмираты и Албания — независимо от их экономического положения, уровня развития или расположения — мусульманские государства представляют собой единую моральную и правовую конструкцию. Его фундамент был выстроен из прочного материала — социальных обязательств, тщательно описанных в Коране. В исламизированных регионах мира религия — это жизненный образ и мировоззрение. Поэтому не удивляет, что шариат также изменяет отношения человека с животными, включая собак. Согласно мусульманской традиции, собаки считаются крайне нечистыми. Ислам запрещает собственным последователям держать их в собственных домах для компании. Он также призывает избегать и даже убивать черных собак, которые являются воплощением дьявола.

Хадис против Корана

Охота на зайцев в Алжире, графика, размещённая в “Иллюстрейтед Таймс” в 1860 году Источник: Shutterstock

Однако источники широко распространеной традиции отвращения к собакам неясны и считаются доктринально сомнительными каждым смелым исследователем коранического права. Притчи, лежащие в основе антисобачьей традиции ислама, можно найти только в хадисах, которые после Корана считаются основанием шариатского права. Хадисы — это сборники анекдотов, повествующие о жизни Мухаммеда. Некоторые ученые выделяют, что “собачьи” истории и наставления, имеющиеся в них, не считаются действительно настоящим продолжением тем, присутствующих в Коране. В действительности, как оказалось, в священной книге ислама собаки изображены в удовлетворительном ключе. Однако в этом случае традиция хадиса оказалась сильнее. В тысячах анекдотов, которые сформировали исламские общества, существует много “шипов”, которые окрасили образ собаки в исламе в цвета темных оттенков презрения и недоверия.

Количество хадисов, посвященных собакам, до такой степени велико, что можно говорить о целой, тщательно разработанной антисобачьей “доктрине” ислама.

Черная собака — воплощение дьявола

Мотив зловещей черной собаки, изображенной как воплощение дьявола, возникает в хадисах с настойчивой частотой. В определенных текстах Аллах приказывает убивать всех собак. Во множестве хадисов он ограничивает этот запрет только теми, кто имеет темный цвет кожи. для того чтобы передать характер определенной формы, которой считается этот хадис, я процитирую отрывок из него полностью, наряду с вступительным словом, указывающим на источник предписания:

“Абу Забайр слышал, как Джабир Абдуллах сказал: Посланник Аллаха приказал нам убить всех собак, и мы выполнили указ с подобной точностью, что даже убили собаку, ехавшую с женщиной по пустыне. Тогда апостол Аллаха запретил убивать их впредь. Он сказал: “Ваш долг — убивать (только) черных собак с двумя пятнами (глазами), потому что они — дьяволы”. Муслин, хадис 3813″.

2. собаки — нечистые существа

Согласно традиции хадиса, все, к чему прикоснулась собака, следует обсыпать землёй, обладающей очищающими свойствами, и семь раз вымыть водой. Собаками, как нечистыми существами, также не следует вести торговлю. Пророк осуждал продавцов собаками и их кровью. Ростовщики, татуировщики и художники также подвергались стигматизации.

3 Не держите в домах собак для компании Еще одно наставление, воспроизведенное во многих хадисах, — это указание ангелам избегать домов, где держат собак. В виде исключения могут быть “рабочие” четвероногие, которые помогают человеку на охоте, и также пастушьи и сторожевые собаки. Вот почему:

“Маймуна передала, что как то утром Посланник Аллаха (Мухаммад) молчал, мучимый печалью. Маймуна сказала (ему): “Посланник Аллаха, я вижу изменения в твоем настроении сегодня”. Посланник ответил: “(Архангел) Гавриил обещал мне, что встретится со мной вечером, но не сделал этого. Клянусь Аллахом, он никогда не нарушал собственного обещания”. Мухаммед на протяжении всего дня был подавлен. Вдруг он понял, что это все время под его кроватью лежал щенок. Он приказал ей выйти, и собака ушла. Он зачерпнул рукой воду и обрызгал это место (под кроватью). Наступил вечер, и Гавриил пришёл к нему. (Мухаммад) сказал: “Ты обещал мне встречу предыдущей ночью”. (Архангел) ответил: “Да, но мы (ангелы) не входим в дом, где есть собака или картина”. На утро следующего дня он (Мухаммад) приказал убить всех собак, сказал, что собаки, охраняющие фруктовые сады, тоже должны быть убиты, пощадил только тех, кто охраняет обширные поля и большие сады”. Муслим, хадис 5248.

Таким образом, шариат, который основан на хадисах, отказывает мусульманам в праве держать собак в собственных домах для самых разных целей, кроме перечисленных выше. Другие тексты представляют почитателям собаководства нестандартную религиозную арифметику:

“Апостол Аллаха сказал: “Те, кто держит собак, лишаются одного “кирата” в день (. ), если только собака не охраняет скот””. Муслим, хадис 2062.

Вышеупомянутый кират — это единица, в которой измерялись добрые дела, за которые получали посмертные милости. К примеру, мусульманин получает один кират за участие в похоронной церемонии.

4 Собаки делают молитву недействительной Хадисы учат, что молитва не будет действительной, если перед молящимся пройдёт собака, свинья, еврей, фокусник или женщина. Но они оговаривают, что:

“Молитва будет действительной, если (упомянутые персонажи) пройдут перед ним (молящимся) дальше, чем долетит брошенный камень”. Абу Давуд, хадис 0704.

В течение долгого периода хадисы функционировали только в устной традиции, поддерживаемой их бесчисленными передатчиками. Исследователи коранического права сообщают, что через 200 лет после смерти Мухаммада (7 век) существовало уже больше 200 000 хадисов. Необходимо выделить, что одновременно с этим, т.е. в девятом веке, начался период раскола и попыток реформирования ислама, длившийся несколько веков. Хадис — как собрание непроверенных анекдотов из жизни Пророка — должен был стать носителем новых концепций и взглядов. Они, несомненно, также дали интерпретацию доселе малоизвестных социальных реалий. И прогрессивные, и ортодоксальные исследователи коранического права согласны с тем, что некоторые хадисы являются ложными. После многолетних исследований были созданы сборники, в которые постепенно включались тексты, аутентичность которых была бесспорной (“сахих”) или спорной (“хасан”, “да’иф”). Также была выявлена группа ложных хадисов (“мауду”). Но некоторые исследователи коранического права уверяют, что тексты, призывающие к насилию над собаками, также считаются неаутентичными. По словам профессора Абу Эль-Фадля, во всем Коране нельзя найти ни одного упоминания, которое могло бы дать повод для столь негативного изображения собаки в прочих канонических писаниях. Однако традиция хадисов настолько сильна, что взгляды, родившиеся в ее лоне, пережили века. Имеющиеся в них предписания и запреты сформировали лицо исламской цивилизации сотни лет тому назад. Они воплотили стихи-анекдоты в традицию рефлексивного абсолютного презрения и агрессии по отношению к собакам.